Cubanoboom. Salsa

Школа
Главная Статьи Танец – народное богатство Кубы

Танец – народное богатство Кубы

salsa-kubaКубинская музыка отличается своим богатством стилей, которые постоянно развиваются талантливыми народными музыкантами и композиторами.
Танец и музыка пребывают в постоянном единстве, несмотря на то, что продолжают развиваться независимо друг от друга. Их гармоничным союзом мы можем наслаждаться в театре, опере и кино, или отдать преимущество одному из этих элементов народного творчества.

Куба – это страна, которая подарила миру наибольшее количество танцевальных жанров, ставших впоследствии международными танцами, такие как: дансон, мамбо, румба, ча-ча-ча, касино и другие. Без сомнения, не обошлось и без начительного влияния иностранных жанров на музыкальное наследие кубинского народа.
С одной стороны, в Сатьяго де Куба оживленно распространяется народный танец преподавателями и артистами, но, в то же время, не хватает культуры обучения, что значительно приостановило внедрение народного танца в современную повседневную жизнь кубинцев.
Множество трудов было написано на тему музыкального и танцевального мира Кубы. Огромным полем для исследования является кубинская ритмика, жанровое музыкальное и танцевальное разнообразие и их развитие. Следует выделить труды Виктории Эли и Зойла Гомес («…haciendo Musica cubana»); Каридад Сантос и Ньевес Армас (« Danzas Populares Tradicionales Cubanas»); Барбары Бальбуэна («El Casino y la Salsa en Cuba»); Элио Оровио (« Diccionario de Musica cubana»); Алэхо Карпентьер («La musica en Cuba») и много других.
Танцы, являясь для кубинцев их сущностью и оригинальным народным способом самовыражения, имеют сейчас статус мирового культурного наследия.
Для кубинцев очень важно возрождать любовь молодежи к национальному танцу, чувство гордости к родной культуре, желание узнать ее историю и вернуть в народ восхищение его танцевальными возможностями, почувствовать истинное единство нации.  

Культурная, музыкальная и танцевальная идентичность кубинцев

Само слово «культура» (от латинского «colo») означает культивацию, результат социальной деятельности человека.  Ученые утверждают, что термин «культура» изначально был связан с сельскохозяйственной деятельностью населения: обработка земли, выращивание продуктов питания; а затем стал относиться к приобретённому комплексу социального поведения внутри определенного социума.
В результате взаимоотношений человека в социальной группе, вырабатывается культура, манера поведения в окружающей среде.
Человек сам определяет составляющие собственной культуры и использует всевозможные технологии, для передачи культурной информации всей социальной группе. Идентичность, со своей стороны,  является социально-историческим феноменом, напрямую связанным с корнями и традициями народа, с его самобытностью, социальным обменом и особой формой взаимосвязи членов социума, на основании унаследованного опыта. Из понятия идентичности исходит и термин национальность, что обозначает культурный комплекс социальной группы, которые передается из поколения в поколение, а также развитие новых традиций в определенном населенном регионе. Идентичность нельзя рассматривать отдельно от понятия культуры. Каждый народ имеет свои характерные традиции, наречия и танцы. Понятие идентичности изучается исследователями как неотъемлемая часть каждой нации. Слово идентичность происходит от латинского «identitas»,  «identitatis de idem» и означает «тот же», «одинаковый». Таким образом, идентичность, – это одинаковые и различимые черты каждого народа, то, что одновременно объединяет и отделяет в отдельные социальные группы. Это основное богатство народа, созданное в быту и во время творческого саморазвития. Это те спонтанные действия, привычки и бытовые элементы, которые со временем, развиваясь, приобретают форму укорененных традиций.
Идентичность народа создается в процессе примыкания к определенной социальной группе каждого человека, с чувством ответственности перед социумом, отнесения себя к определенному классу и прослойке общества, признавая свою идентичность.
Из культурной кубинской идентичности происходят различные культурные формы, которые исследователь Роландо Самора охарактеризовал как следующие:

1. Язык
2. Народная традиционная культура
3.Расовые скрещивания
4. Религия
5. Кубинское мышление
6. Образование
7. Коллективное сознание
8. Творческая и литературная культура
9. Теоретическое понятие и народное сознание
10. Быт
11. Отдых и свободное времяпровождение
12. Культура, борьба классов и расовый конфликт


Из кубинской культурной идентичности основными элементами являются творческая и литературная культура, танец и ее предшественница – музыка. С развитием кубинской нации, эти основные формы пребывают в постоянном процессе усовершенствования, являясь гордостью и богатством народа.
Для кубинской музыкальной истории характерным является влияние волн колонизации и захвата острова, насаждение иностранных тенденций и синтез с оригинальными музыкальными традициями местного населения. В результате, мир получил удивительную форму танцевальной музыки с необычными мотивами и ритмами, в которых кубинцы отобразили свой характер и самобытность, создав универсальное наследие всего человечества.
Всеми узнаваемы кубинские ритмы заставляют восхищаться любого человека. Стоит только назвать некоторые из них: «пунто гуахиро или кубано», «румба», «конга» «болеро», «гуарача», «дансон», «мамбо», «ча-ча-ча», «сон», «сальса» и различные вариации, такие как «пилон», «мосамбикэ»  и т.д.
Многие исследователи разделяют кубинскую музыку на популярную и традиционную, в зависимости от исполнителей, использованных традиционных элементов и места произведения.
Популярная музыка имеет автора, сохраняется в письменном виде, ее распространение массивное и часто с определенными коммерческими целями. Это социо-исторический феномен, связанный с корнями и традициями народа, использующий наследие многих поколений.
Для лучшего понимания понятия кубинской музыки, советуют не рассматривать отдельно понятия популярный и традиционный. Именно поэтому мы говорим о кубинских популярных и традиционных музыке и танце.
Традиционная музыка это творчество, которое создается, развивается  и передается от отца к сыну. Данная музыка имеет свои собственные черты, в зависимости от региона и определенной страны. В свою очередь, танцевальная идентичность – это хореографическая часть каждого музыкального ритма, результат культурной деятельности человека. Это постепенное накопление черт, созданных в быту, такие как религиозные убеждения, творческие выражения и познания, которые меняют свой образ с каждым поколением.

«Касино» –результат  синтеза народных и традиционных кубинских танцев

Для кубинцев, как и для других народов, музыка является важнейшим культурным аспектом, равным любой другой системе социальной коммуникации. Музыка является носителем информации и передает собой народные познания, переживания и эмоции. Кубинская музыка богата на разнообразие жанров и ритмов, что стало возможным благодаря значительному влиянию культур завоевателей и испанских колонизаторов, а также африканских корней чернокожего населения Кубы.
За века пребывания на Кубе представителей различных национальностей, местное население познакомилось с различными иностранными танцевальными жанрами, такими как французский контрданс, менуэт, вальс и другие. Без сомнения, это влияние чужой культуры отразилось на кубинских национальных танцах,  а развитие обновленных танцевальных вариаций привело к зарождению танца касино.
Среди популярных и традиционных танцевальных кубинских ритмов основополагающими были кубинский сон и ча-ча-ча. Также стоит отметить, что свой значительный след оставили зарубежные танцы: контрданс, данса и рок-н-ролл.
Контрданс, который на Кубу пришел из Англии и Нормандии во времена испанской колонизации во второй половине восемнадцатого века, оказал наибольшее влияние на создание стиля касино, с использованием шага вперед или назад со сменой ног за четыре музыкальных такта. Этот шаг сохранился во всех кубинских танцах: дансон, сон, ча-ча-ча и др. Именно открытая социальная позиция данного ритма становится заметной в касино.
Одним из самых важных элементов касино является «бастонэро» («bastonero»  - руководитель танца с исп.). Это ведущий танцор или мастер танца, создатель модных танцевальных хореографий. Бастонэро устанавливает порядок в танце, смену фигур и место, которое должны занимать пары.
Кубинский танец данса считается упрощенным вариантом контрданса, который сохранил его музыкальную форму, но начинался танец в закрытой социальной позиции, что тоже имеет свое отражение в касино.
Контраданс впитывает в себя танцевальные комбинации и ритмические фигуры оригинального кубинского происхождения, что в итоге способствует возникновению танца дансон.
Создателем дансона считается композитор Мигель Фраилдэ (1852-1921 гг.), который представил публике свое первое произведение из жанра дансон «Las alturas de Simpson». Важно знать, что дансон с музыкальной точки зрения включает в себя мамбо и ча-ча-ча.
Танец дансон состоит из квадратов и является единственным танцевальным жанром, который в своей хореографии чередует танцевальные фрагменты, так называемые «седасо» («cedazo» - национальная кубинская разновидность вальса – перев.) с фрагментами «отдыха» в музыкальный такт. Танец начинается с социальной позиции, что очень важно. Среди основных фигур мы можем выделить «пасэо» («paseo» –проход с исп.), «кахон» («cajon» - ящик с исп.), «вуэльта дэ торнильо» («vuelta de tornillo» – поворот винта с исп.) и другие фигуры, которые позже эволюционировали в касино.
Танец сон, в свою очередь, появился в в горных предместьях восточных городов Кубы, таких как Гунтанамо, Баракоа, Мансанильо и Сантьяго дэ Куба, а в начале двадцатого века был завезен в Гавану солдатами кубинской армии, где сон стали танцевать в пристройках зданий, залах и академиях.
Существует два основных вида интерпретации данного танцевального жанра: сон монтуно («son montuno» – горный сон с исп.) и сон урбано («son urbano» - городской сон с исп.). Сон становится всенародным танцев кубинцев с характерной для него чертой: базовый шаг в ритм клавэ («clave» – звук инструмента клавэ – Куб.) или в контрритм клавэ.
Сон монтуно более подвижный. Для этого танца характериным является акцентируемое движения торса со стороны в сторону, глубокие сгибания в коленах с постоянным подъемом и опусканием корпуса и движением плеч вниз и вверх. Музыкальная ритмика танца состоит из четырех счетов, а хор вступает два раа между каждым соло. В жанре сона встречаются такие разновидности, как чангуи («changui» – простонародный танец на Кубе – прим. перевод.), «суку-суку» («sucu-sucu») и другие.
В танце сон урбано движения более размеренные, мягкие и элегантные, социальная позиция более выровненная. Сгибание колен не так выраженные, плечи не двигаются, как было описано  ранее. Общий базовый шаг для сона танцуется в 4 счета, первые три совпадают с 3 шагами, а на четвертый счет – пауза, за которую пара переходит в закрытую социальную позицию. Именно данный особый стиль танца сон получил впоследствии наибольшее выражение в касино.
В свою очередь, ча-ча-ча является еще одним основополагающим ритмом танца касино. Основателем ритма ча-ча-ча считается композитор и дирижер Энрикэ Хоррин. Ча-ча-ча возник в следствии поиска креативной альтернативы ритму дансону. Название танца подражает звук, который производили танцоры в залах Прадо, Нэптуно и других заведениях Гаваны при осуществлении шагов танца. Именно структура танца определила структуру ритма ча-ча-ча.
Из ча-ча-ча танец касино позаимствовал хореографические фигуры. Танцуют касино в парах или танцорами отдельно. В конце 50-х годов возникает руэда («rueda» – круг с исп.) как вариация танца ча-ча-ча, и была всенародно признана как ча-ча-ча в руэде (в кругу – прим. перевод.). В руэде пары танцевали синхронно, исполняя фигуры танца, находясь в позиции сзади или сбоку в форме круга, перемещаяясь за или против часовой стрелки. Стоит упомянуть, что сон также иногда танцевали в руэде, но не так популярно.
В 60-х годах всё более популярным становиться танец пар в кругу под сопровождение музыки из других жанров и модных народных тенденций, который вскоре стали называть касино. Этот вид танца стали танцевать в Клубе Спортивного Казино. Такой креативный подход к исполнению группового танца был одобрен молодежью и позаимствован другими клубами. В процессе популяризации известной была фраза «Давайте станцуем в кругу, как в казино» или «давайте станцуем руэду казино», что сокращенно обозначило танец, а в последствии и новый стиль – касино.
Некоторые музыковеды подчеркивают особое влияние на происхождение названия «касино» известной группы «Коллектив Касино» (1940г.), которые исполняли джаз с кубинскими ударными инструментами.
Без сомнения, танец рок-н-ролл оставил значительный след в стиле кубинского касино: характерные акробатические элементы, повороты пар, постоянные повороты со сплетенными руками и аналогичное осуществление шагов в счет.
Касино как вариант сальсы на Кубе впитывает в себя динамично развивающиеся разнообразные музыкальные и танцевальные жанры, популярные среди кубинского населения, обожаемый молодежью и заражающий энергетикой всех танцующих, а также зрителей этого действия. Касино возникает как анонимная форма танцевального проявления среди населения, и не соответствует какому-либо конкретному жанру или музыкальной тональности. Касино – это стиль танца среди населения Кубы, который объединил индивидуальность и коллективность танца. Касино не представляет какую-либо религию, а его фигуры не несут какой-либо скрытый смысл.
Танцуют касино на 8 счетов, разделенных на две части по 4 счета – три шага на три счета, а четвертый – пауза. Шаги осуществляются с перемещением вперед или назад или с быстрыми или медленными поворотами вокруг оси. Во всех случаях ноги чередуются. В руэде касино пары становятся в закрытую позицию: правое плечо женщины и левое плече мужчины – внутри круга. Шаги фигур участники танцуют синхронно.
В процессе развития стиля касино танцевальные коллективы использовали различную хореографию из многих танцевальных жанров, позволяющую танцевать базовый шаг. Мы можем видеть позаимствованные фигуры из мамбо, пилон, румбы. Это доказывает, что касино – это феномен, который не мог изолировать себя от популярных танцевальных жанров и различных инновационных хореографических элементов эпохи развития данного стиля.
С революционным триумфом касино превращается в обычай и укоренился среди  народных кубинских традиций, постоянно усовершенствующийся местным населением, передавая истинный характер кубинцев. Касино впитал в себя множество разнообразных характерных черт кубинцев. Его популярность и признание среди кубинской публики в течении  десятилетий стали возможными благодаря тому, что касино является частью культурного наследия кубинского народа. Таким образом, мы можем утверждать, кто касино – это синтез всех народных и традиционных кубинских танцев.

 

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на сайт cubanoboom.com.ua обязательна.

 

Статьи и советы

Мы на YouTube

youtube

Мы на Facebook

vk
Бизнес инфо каталог