
После зарождения в середине восемнадцатого века, становления и развития в девятнадцатом, звезда кубинской музыки вспыхивает с большой силой на международной арене в течение десятилетия с 1920 по 1930 года. Типичным для кубинской музыки, как и для музыки других стран, является ее двусторонний аспект, состоящий из фольклорных элементов и популярных форм выражения (которые, следовательно, коммерциализируются) и более абстрактной и сложной формы, известной как классическая музыка, менее популяризированной среди населения и на международном рынке. По причине недостаточного представления массам и врожденной сложности, классическая музыка игнорируется самими кубинцами, от писателя до рабочего, от политика, историка до любознательного народного музыковеда.
Как музыка народа, культура которого имеет богатый и разнообразный фольклор, созданный из множества популярных песен и танцевальной музыки, кубинская популярная музыка, во многом затмила классическую музыку.
Первые композиции, созданные на кубинской земле, такие как произведения Эстебан Салас (1725-1803 гг.) и Хуан Парис (1759-1845 гг.), имели литургическй и вокальный характер, к которым были добавлены некоторые элементы симфонической и упрощенной камерной музыки. Без сомнения, эти произведения основаны на европейских музыкальных традициях, которые включают от незначительных вставок из полифонических форм Палестрины, Орландо ди Лассо, Виктория или Генделя до многочисленных омофонных примеров из творчества Гайдна и Телемана. Первие образцы оригинальной кубинской музыки, отличающейся от европейской модели, в первую очередь по ритмике, появились в начале девятнадцатого века. От контрданса «Сан Паскуаль Байлон» (автор -аноним, 1803 г.) до контраданса Мануэля Саумела (1817-1870 гг.), мы находим первые экслюзивные изысканные кубинские мотивы, что гарантировало музыке развитие и последующее влияние на мировое культурное наследие.
Инструментальное богатство кубинской музики и большое разнообразие ритмических фигур заражает слушателей. В течении многих лет доспукают много неточностей и упущений, в связи с непризнанием того влияния, которое кубинская музыка оказала на развитие музыки в Соединенных Штатах. Забывают о том, что прото-формы регтайма привез в Северную Америку из Карибского региона американский композитор Луи Моро Готшалк (1829-1869 гг.), которые и стали развиваться в Новом Орлеане. Также многие не признают и игнорируют значение кубинской музыки в развитии джаза, а зачастую и афро-кубинские ритмические формулы ошибочно классифицируют чисто джазовыми. В 1920-х, 1930-х и 1940-х гг. кубинское болеро, сон, румба и конга путешествовали по миру, часто в дешевой и вульгарной форме, продвигаемые Голливудом и северно-американскими издательствами, производя огромное количество танцевальной музыки для все больше растущей ненасытной публики. Позитивным является то, что американские композиторы, такие как Аарон Копленд и Леонард Бернстайн, через Гершвина создали произведения, основанные на ритмических конструкциях дансона и румбы.
Кубинская музыка создана в результате слияния испанских фольклорных мотивов и африканских ритмов, привезенных на Кубу африканскими рабами. Незначительное влияние имели французские ритмические формы, в основном в танцах Рамо («Rameau»), привезенные в Сантьяго де Куба гаитянами и французскими землевладельцев, которые сбежали в восточную часть Кубы после восстания на Гаити, но это мотивы быстро смешались, не оставив почти никаких следов. Феноменальное богатство испанского фольклора, смешанное с задором африканской музыки, создало взрывную музыкальную основу. Хотя с точки зрения гармонии и формы кубинская музыка не приподнесла ничего оригинального, но мелодика и ритмика являет собой удивительную легко опознаваемую коллекцию, которая, как уже было упомянуто, обошла весь мир.
Конец XVIII в.- XIX в.

Кубинские композиторы девятнадцатого века Гаспар Вильяте (1851-1891 гг.) и Лауреано Фуентес Матонс (1825 -1898 гг.) созадавали произведения под значительным влиянием европейской музыки. Оба автора опер следовали за французскими и итальянскими наставниками, некоторые из произведений были представлены в Париже и Мадриде. Также известными являются Хосе Маути (1855-1937 гг.) - автор многочисленных оперетт и нескольких симфонических произведений, и Гильермо Томáс (1868-1937 гг.). Томáс был эдинственным кубинским композитором данной эпохи, который показал сильное влияние немецкой музыки. Будучи дирижером оркестра, не только впервые воспроизвел Вагнера для кубинской публики, но также познакомил ее с творчеством Макса Регера и Ричарда Штрауса, чья симфоническая поэма «Так говорил Заратустра» была услышана в Гаване через 13 лет после премьеры во Франкфурте (в 1896 г.).
Расцвет в XX веке

При исследовании кубинского музыкального искусства следует помнить о значимости двух композиторов, которые, хотя в основном работали в пределах популярной коммерческой музыки, создали серьезные музыкальные произведения и для этого время от времени погружались в классическую кубинскую музыку. Их зовут Гонсало Ройг (1890-1970 гг.), чья кубинская оперета "Сесилия Вальдес" (1932 г.), и «Люби меня сильно» («Quiéreme mucho» исп.) (1911 г.) стали всемирно известными, и Эрнесто Лекуона (1895-1963 гг.), который создал большую коллекцию для лирического театра, состоящую из кубинских оперетт, среди которых ряд произведений для фортепиано имеет международную популярность.
В двадцатом веке развитие кубинской музыки имеет историческое значение для Кубы. Первые два кубинских композитора, которые в своем творчестве использовали современную методику (в данном случае, музыку Стравинского и Бартока), – Амадео Рольдан (1900-1939 гг.) и Алехандро Гарсия Катурла (1906-1940 гг.). Их богатые и смелые гармонические палитры, использование больших симфонических форм, и магнитный вариации оркестровых мощностей заслужили занять первое место в рамках современного универсального музыкального искусства. Два балета Рольдана «La Rebambaramba» (1928 г.) и «El Milagro de Anaquillé» (1929 г.), а также симфоническая поэма Катурлы «La Rumba» (1933 г.) истинно являются впечатляющими и ценными музыкальными документами кубинского искусства.
Со времен тандема Рольдан-Катурла до настоящего времени изысканная кубинская музыка продолжала развиваться в силе и воображении, пробуждая все больше растущее международное уважение и восхищение. Кубинское музыкальное творчество продолжил развивать Хосé Ардеволь (1911-1981 гг.), каталонский композитор, проживающий на Кубе с 30-х годов, который стал основателем и наставником первой группы кубинских композиторов. Ардеволь и его группа молодых музыкантов имели общие эстетические и технические вероисповедания, что в итоге переросло в истинную школу композиторов, объединившиеся под названием «Группа музыкального обновления» («Grupo de Renovación Musical» исп.) Группа Обновления включала некоторых композиторов, которые в настоящее время являются «старейшинами» кубинского музыкального искусства. Многие из них остались на Кубе после победы революции, среди которых следует упомянуть музыковеда и музыкального критика Эдгарда Мартина (1915 -2004 гг.), Гарольда Грамаджес (1918 -2008 гг.), который недавно был удостоен престижной Международной премии, созданной Генеральным обществом авторов и издателей Испании; Гизела Эрнандес (1912-1971 гг.); Иларио Гонсалес (1920 - 1996 гг.) и Аргельйерс Леон (1918-1988 гг.) - известный музыковед и исследователь.
Также были два композиторы, которые создавали музыку, отличающуюся от эстетических постулатов Ардеволя и его группы, - Джулиан Орбон (1925-1991 гг., жил в Мехико, Нью-Йорке, умер в Майами), и Аурелио де ла Вега (родился в 1925 г., живет в Лос-Анджелесе с 1959 года). Музыковед Жерар Беагуэ считает их двумя самыми известными кубинскими композиторами второй половины ХХ века. Орбон очень эффективно и интересно смешал григорианское пение, старые испанские музыкальные формы, разновидность, передовые современные мелодии и кубинские ритмы для создания мощной музыки в великолепном техническом обрамлении. Среди других наград, Орбон был избран членом престижной Американской академии искусств и литературы. Де ла Вега написал первые атональные композиции и кубинские додекафонные произведения, а также сочинил несколько электронных работ и важных симфонических произведений, которые часто воспроизводятся многими оркестрами по всему миру.
Дважды, де ла Вега был удостоен желанной премии Фридхем центра Кеннеди за исполнительское искусство.
Еще одним композитором, чья профессиональная деятельность известная за пределами Кубы, является Хоакин Нин-Кульмель (1908 - 2004 гг.), которого многие музыковеди считают кубинско-испанским композитором. Он - создатель множества работ нео-классического стиля, включающие балеты, оперы, хоровую, камерную, вокальную музыку, композиции для фортепиано, гитары и органа.
Влиятельная группа молодых кубинских композиторов продолжают распространение нового направления музыки. Их поколение отличается сильным влиянием победы революции Фиделя Кастро. Представителями этой группы композиторов классической кубинской музыки являются Серхьо Фернандес Барросо (родился в 1946 г., прожил много лет в Канаде), компьюторная музыка которого имела большое признание и успех; Тания Леон (родилась в 1943 г., проживает Нью-Йорке (США), являющаяся советником многих оркестров и музыкальных учреждений США, дирижером оркестра, автором оперы, премьера которой состоялась в Женеве в 1999 году; а также Рауль Мурсиано, Орландо Хасинто Гарсия, Хулио Ролофф, Армандо Транкилино и Вивиана Руис, проживающие в Майами (США).
Среди тех, кто остался жить на Кубе, следует отметить Лео Брауэр (родился в 1939 г.), который периодически пребывает в Кордобе (Испания), руководя основанным им оркестром, следует подчеркнуть, что он имеет международное признание не только как гитарист и дирижер, но и как композитор; Альфредо Диес Нието (родился в 1918 г), чьи композиции включают в симфонические произведения, камерную музыку и вокальные произведения; Карлос Фариньас (родился в 1934 г.), чьи оркестровые композиции являются мощными и высококачественным произведениями, Роберто Валера (родился в 1938 г.), создатель больших хоровых произведений, и Хуан Пиньера (родился в 1950 г.), автор отличных работ для фортепиано.
Таким образом, многогранные кубинские композиторы, от Рольдана до современников, обеспечили Кубе авангардную позицию в области создания универсальной музыки, используя политональность, атональность, серийные методы, случайные элементы, электронные средства, открытые формы, пропорциональные и графические аннотирования, средства экспрессии пост-серийные и пост-модернистские.
Помимо тенденций, способов создания, эстетических догм и исторического политического отношения, как в рамках народной музыки, так и классической, кубинская музыка остается энергичной, активной, сильной, а главное - мощной и влиятельной. Принимая во внимание географические размеры Кубы и число ее жителей, живущих в стране и за ее пределами, количество композиторов, инструменталистов, певцов и музыкальных групп, которыми гордится Куба, действительно поражает. Без сомнения, интенсивность и выразительность кубинской музыки, ее международная слава и авторитет продолжают расти. В настоящее время кубинская музыка, во всех ее проявлених, является мощным проявлением оригинальности кубинской культуры.
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на сайт cubanoboom.com.ua обязательна.